Доступность ссылки

Животных вывозят в Крым и Россию. Что происходит в заповеднике «Аскания-Нова» при оккупантах?


Зебры в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, архивное фото
Зебры в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, архивное фото

Российские оккупационные власти снова намерены вывезти животных из биосферного заповедника «Аскания-Нова», расположенного на Херсонщине. Их планируют доставить в крымский парк «Тайган», сообщил директор заповедника Виктор Шаповал.

Более года херсонский заповедник существовал под украинской юрисдикцией на оккупированной территории. По словам директора, задачей персонала было максимальное сохранение коллекций в сложных обстоятельствах, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации. Работники не дали оккупантам возможность создать картинку прихода «спасителей».

Как живет заповедник «Аскания-Нова» под контролем оккупационных властей? Каких животных и куда оккупанты уже вывезли? Как влияют боевые действия на состояние заповедника? Об этом подробно Виктор Шаповал рассказал в интервью проекту Радіо Свобода «Новости Приазовья».

Виктор Шаповал
Виктор Шаповал

– Расскажите о том, что происходит с биосферным заповедником «Аскания-Нова» с 2022 года?

– Ситуация в заповеднике очень сложная, и сложность определена, очевидно, вооруженной агрессией РФ, оккупацией местности.

– Как долго вам удавалось контролировать ситуацию в заповеднике в 2022 году?

– Фактически под украинской юрисдикцией заповедник просуществовал 13 месяцев. С 24 февраля 2022 года по 20 марта 2023 года мы могли обеспечить мониторинг охранной территории и выполнять все технологические процессы, связанные с содержанием искусственных коллекций.

Памятник Фридриху Фальц-Фейну, основавшему природный заповедник «Аскания-Нова». Херсонская область, Украина. Архивное фото
Памятник Фридриху Фальц-Фейну, основавшему природный заповедник «Аскания-Нова». Херсонская область, Украина. Архивное фото

– Оккупанты не вмешивались в вашу деятельность? И как все это происходило?

– Нельзя сказать, что они не вмешивались. Понятно, что все это было накрыто колпаком оккупационных властных структур на оккупированной территории. Я бы сказал, что нам удавалось сопротивляться. Недавно на странице псевдогубернатора Херсонской области [Владимира] Сальдо появилась информация о том, что заповедник более года саботировал решение, распоряжение оккупационных властных структур и фактически существовал под украинской юрисдикцией. Я думаю, что это можно отнести нам в зачет – признание нашего сопротивления и того, что мы все-таки смогли удержать ситуацию на плаву более 13 месяцев в очень сложных условиях.

Вы прекрасно понимаете, что механизмы существования бюджетного учреждения фактически были парализованы. Нам удалось удержать фундамент по выплате заработной платы – это то, без чего, конечно, учреждение не могло держаться. Но все остальное мы смогли сделать за счет активной благотворительной помощи.

Животные в заповеднике. Украина, 2022 год
Животные в заповеднике. Украина, 2022 год

Сложность содержания «Аскания-Нова» как раз заключается в том, что это очень самобытная структура и объект природно-заповедного фонда, поскольку здесь есть не только природные экосистемы, но и искусственные зоопарки, дендропарк на орошении в степной зоне. Это, естественно, просит значимых материальных вливаний и трудового ресурса. Но нам это удалось сделать. Более того, мы обеспечили запас прочности учреждения.

«Дефицит кадров и всеобщий идиотизм»

– Были ли предложения по переходу под российский флаг?

– Я думаю, что основной аргумент был таков: оккупационные структуры столкнулись с реальным дефицитом кадров и сплошным просто идиотизмом. Это единственная причина, почему все-таки не доходили руки до скомкания учреждения и переподчинения под российский флаг. Потому что представить какое-то трепетное отношение к научно-исследовательскому природоохранному учреждению – вряд ли... Международный статус ЮНЕСКО вряд ли как-то повлиял на логику действий оккупантов. Думаю, что, прежде всего, их интересовали какие-то хозяйственные структуры, в первую очередь, конечно, органы местного самоуправления. Очередь до заповедников дошла вот фактически в 2023 году.

Животные в заповеднике. Украина, архивное фото
Животные в заповеднике. Украина, архивное фото

– То есть можно сказать, что их не интересовали расходы, а их интересовали больше доходы?

– Я думаю, что это был один из аргументов. Хотя, в принципе, разговоры о сотрудничестве проходили еще в середине 2022 года. Я могу сказать, что разговаривал с представителями оккупационной военно-гражданской администрации Херсонской области, где мы четко отметили свои мнения и позиции. Ну, к счастью, оно обошлось для меня без последствий, хотя разговор был не слишком приятным. Но для меня этот вопрос был закрыт с самого начала.

Заповедник «Аскания-Нова». Украина, архивное фото
Заповедник «Аскания-Нова». Украина, архивное фото

– Вы с Сальдо лично говорили?

– Нет, это были представители Херсонской администрации (российской оккупационной власти – ред.), которые даже не назвали своих фамилий. Они прибыли в Асканию-Нову, и этот разговор проходил в помещении поселкового совета. Ну, вот там был задан вопрос о дальнейшем существовании «Аскании-Нови» под российской юрисдикцией. Я отметил свою позицию, что это будет происходить без моего участия. Здесь все просто. Обошлось это без последствий. Благо, так обошлось.

Я думаю, что их удержали от каких-то резких шагов, действительно очень значительные материальные затраты на содержание этого учреждения. Возможно, они хотели подождать, когда учреждение начнет просто приходить в упадок, и мы сами обратимся за помощью. Так как это делали очень многие другие организации, которые оказались в критических условиях и просто не могли выжить.

– Вы говорите, что вам помогали добровольные пожертвования. Кто вам помогал все это время существовать?

– Это было очень вдохновляюще, когда опаленные войной украинцы очень активно донатили на поддержку. Но, конечно, была привлечена и очень серьезная материальная поддержка от природоохранных учреждений и Украины, Европы и Соединенных Штатов. То есть на самом деле поддержка была достаточно солидной, и это позволило в автономном режиме обеспечивать содержание коллекции «Аскании-Нова». Мы прекрасно понимали к чему все идет, и что рано или поздно триколор будет висеть в администрации «Аскании-Нова». Но мы вынуждены были это делать, потому что относимся к коллекции как к украинскому имуществу на временно оккупированной территории Украины. То есть, мы должны были приложить все усилия для того, чтобы не дать хотя бы возможности создать оккупационным властным структурам картинку их прихода как спасителя.

«Персонал – заложник ситуации»

– Как произошло ваше отстранение российскими оккупантами от управления заповедником?

– 20 марта 2023 года в «Аскании-Нова» появился Владимир Сальдо, сопровождавший Сергея Кириенко (первый замглавы администрации президента РФ – ред.). Именно в это время в «Аскании-Нова» появилось неизвестное лицо – Дмитрий Мещеряков, который, как оказалось, уже зарегистрировал «Биосферный заповедник «Аскания-Нова» в реестре юридических лиц Российской Федерации. Происходило это (регистрация – ред.), насколько я понимаю, параллельно с другими объектами природно-заповедного фонда Херсонской области, тот же Черноморский биосферный заповедник, например, или Олешковские пески.

Владимир Сальдо (слева) и Сергей Кириенко. Крым, ноябрь 2022 года
Владимир Сальдо (слева) и Сергей Кириенко. Крым, ноябрь 2022 года

Насколько я понимаю, это была некая централизованная разнарядка. И вот с этого времени будем считать, что это точка отсчета, когда оккупационные структуры установили фактический контроль над учреждением «Аскания-Нова».

– Сколько работников согласилось дальше работать в этом уже новом учреждении под российским флагом?

– Это сложный вопрос, потому что штат учреждения достаточно значителен – 268 человек. И здесь нужно иметь в виду, что ученые, например, или представители админаппарата отказались от сотрудничества. Они не коллаборационируют и не имеют никакого отношения к учреждению, они просто вынуждены были уйти. Но здесь вопрос в том, что есть искусственные коллекции, которые не могут просуществовать и без дня человека.

Поэтому здесь есть вопросы к техперсоналу. То есть, значительная часть людей по роду своих профессиональных обязанностей вынуждена была остаться для того, чтобы содержать (искусственные коллекции — ред.). Здесь нельзя разделить на черное и белое. Конечно, есть люди, принявшие оккупацию, поддерживающие действия оккупационных структур. А есть люди, являющиеся реальными заложниками ситуации. То есть, здесь место нахождения человека не может быть критерием патриотизма или коллаборационизма.

«Зверей вывозят в Крым и в РФ»

– Было несколько сообщений о вывозе животных в Крым. В частности, что «Аскания-Нова» посещал Олег Зубков – крымский бизнесмен, владелец парка львов «Тайган» и ялтинского зоопарка «Сказка». Известно ли вам о судьбе животных ваших коллекций сейчас и, в общем-то, что происходит в «Аскании-Нова» по состоянию на 2024 год?

– Во-первых, следует сказать, что очень много информации появляется на оккупационных медиаресурсах, и по роду нашей деятельности мы обязаны мониторить эту ситуацию. Мы очень хорошо осведомлены о тех процессах, которые происходят в «Аскании-Нова», но объективно, конечно, мы не можем повлиять непосредственно на положение вещей в заповеднике.

Статуя женщины в заповедники «Аскания-Нова». Украина, архивное фото
Статуя женщины в заповедники «Аскания-Нова». Украина, архивное фото

На сегодняшний день вывезены животные не в крымские зоопарки, а на территорию Ростовской области – в Ростовский зоопарк и Ростовскую ассоциацию сохранения редких видов животных. Эти соглашения были подписаны Мещеряковым (оккупационным руководителем – ред.) в июле 2023 года, но сам факт вывоза произошел только в конце ноября – начале декабря. Из «Аскании-Нова» вывезено семь особей, в том числе виды, занесенные в Международную конвенцию СИТЕС, регулирующую международную торговлю видами дикой фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

– Какими были ваши действия, когда вы узнали?

– С нашей стороны об этой ситуации было проинформировано украинское Министерство защиты окружающей среды. Кроме того, проинформированы Министерство иностранных дел и Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО – поскольку это нарушение норм настоящей конвенции, и это то, что должно иметь по крайней мере международную оценку и реакцию со стороны Секретариата. Сейчас готовится обращение на уровне Министерства защиты окружающей среды по этому поводу и обращение в Секретариат конвенции CITES.

Сейчас из «Аскании-Нова» в «Тайган» вывезены три особи серого украинского скота. И я насколько понимаю, что сам факт обмена готовится где-то на апрель-май месяц. В «Аскании-Новой» есть животные, стоящие на карантине.

О роли человека в заповеднике

– Насколько значима роль человека в этом заповеднике? Условно, если нет человеческого вмешательства, могут ли животные существовать без человека в вашем заповеднике?

– Не могут. Ответ очень простой и короткий. Если речь идет о природных экосистемах, то, конечно, они самодостаточны и в определенной степени могут саморегулироваться. Простыми словами: никто не бегает за зайцем, чтобы его накормить. Но в случае с животными зоопарка ситуация кардинально иная. Во-первых, есть виды, которые находятся в малых вольерах, нуждающихся в ежедневном уходе. Во-вторых, есть теплолюбивые животные, которые на зиму перегоняются в зимние помещения. Понятно, что без должного сопровождения эти животные просто обречены погибнуть.

– Это уже не первая война, которую переживает «Аскания-Нова». Как вообще удавалось сохранить коллекцию или восстановить ее?

– Можно сказать, что это уже третья война для «Аскании-Нова», потому что ее очень коснулась и Первая, и Вторая мировые. Кроме того, революционные события, а до этого начало 20 века, так называемые голодные бунты в Таврической губернии. Все это очень негативно отразилось на состоянии «Аскания-Нова» и сохранении коллекции. Причем и во время 1920-х годов, и во время 1940-х годов Второй мировой войны коллекции «Аскании-Нова» понесли просто сокрушительные потери с разных сторон: здесь очень многое наделали и большевики, и немецкие войска, и российские, советские войска. Во время отступления они сильно повредили инфраструктуру «Аскания-Нова». Немецкие оккупационные войска, отступая, тоже увезли очень много ценностей из «Аскании-Нова». Поэтому здесь можно сказать очень коротко, что вообще существование объекта природно-заповедного фонда не совместимо с военными действиями, ну или с дислокацией военных на территории объекта природно-заповедного фонда, потому что рано или поздно, прямо или косвенно это приведет к катастрофическим последствиям, которые сейчас, например, происходит в «Аскания-Нова».

Уникальность «Аскания-Нова»

– Как потом произошла репродукция уничтоженных животных после боевых действий?

– Ну это можно назвать в известной степени реинтродукцией, да, но если уничтожено поголовье, то понятно, что единственный способ его восстановления – это завоз новых производителей и история начинается сначала. И так происходило неоднократно, потому что очень значительная часть поголовья была утрачена во время боевых действий в 1920-х и в 1940-х годах. И здесь единственный вариант – это только завоз нового поголовья из других зоопарков или природоохранных учреждений.

Зебры в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, архивное фото
Зебры в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, архивное фото

Нужно оберегать природные экосистемы и ценить то, что создано. Потому что «Аскания-Нова» такая одна. Конечно, при наличии воли, ресурсов, желания и времени можно создать нечто подобное, но это будет «нечто подобное». «Аскания-Нова» – одна.

– И точно не будет уже такой первичной степи, ее просто не существует?

– Если коротко, можно процитировать известного классика, одного из лучших знатоков растительности юга Украины, Иосифа Конрадовича Пачоского. Он сказал, что единственной безусловной ценностью «Аскания-Нова» является ее первоначальная целинная степь. Все остальное, подобно вообще творению рук человеческих, может быть восстановлено, а степь, как явление природы, может быть только сохранена. Утраченный однажды, он будет потерян навсегда.

«Экскурсии сейчас – разовая акция»

– Устраивают ли туристические туры из России в «Асканию-Нов»?

– Сейчас заповедник активно готовится к открытию экскурсионного сезона. Он там запланирован на май. На это все можно смотреть только с грустью, потому что все прекрасно понимают ситуацию. Крынки (село на левом берегу Херсона – ред.) расположены от «Аскания-Нова» не так далеко. За это время «Аскания-Нова» уже подвергалась ракетным обстрелам, так как были нанесены удары по местам дислокации вооруженных сил Российской Федерации. Все это не имеет никакого отношения к нормальной экскурсионной деятельности. И это понимает любой адекватный человек.

С другой стороны, я далек от мнения, что оккупационная администрация не сможет обеспечить определенную картинку. Посадить в автобус или устроить день открытой двери – это все можно будет сделать. Это будет разовая акция. Возможно, это можно провернуть несколько раз. Но о реальном туристическом потоке в таких ситуациях и обстоятельствах, конечно, речи не может идти ни одного.

Ослы в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, 2020 год
Ослы в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, 2020 год

– А если говорить о ситуации до 2022 года, сколько к вам ежегодно приезжало туристов и посетителей?

– Здесь ситуация, конечно, зависела от многих факторов. Но туристический поток по объему в год мог составлять около 150 тысяч экскурсантов. Конечно, на эти цифры влияло очень много факторов, в том числе и военно-политических, потому что события 2014 года неблагоприятно отразились на экскурсионном потоке. Но при такой относительно стабильной социально-экономической ситуации, при перестроенной активной инфраструктуре «Аскания-Нова» была способна обеспечивать туристический поток с планкой, там, условно, 150 тысяч экскурсантов в год. Это достаточно серьезная цифра, тем более для такого населённого пункта.

«Многое замалчивается»

– Какая судьба может ждать заповедник при продолжительной российской оккупации?

– Здесь нужно объективно смотреть на ситуацию. И, очевидно, что в ближайшие месяцы ситуация кардинально не может измениться. К сожалению, до сих пор мы находимся в неопределенной системе координат, и здесь очень многое будет зависеть действительно от дальнейшего хода событий.

Со своей стороны, я могу сказать, что мы просто обязаны верить в то, что эта территория будет освобождена. Мы должны прилагать усилия для того, чтобы не ломаться, не прекращать работу и упорно делать свое дело. Мы действительно многое сейчас делаем, в том числе и относительно фиксации убытков и мониторинга процессов, которые происходят непосредственно в «Аскании-Нова».

Вольер в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, апрель 2022 года
Вольер в заповеднике «Аскания-Нова». Украина, апрель 2022 года

Ситуация очень сложная, и вот сейчас уже возникают вопросы, которые просто в ручном пожарном режиме решаются. Причем элементарные процессы обеспечения кормами животных. Здесь, в принципе, любой рядовой гражданин может мониторить эту ситуацию и увидеть, как за огромные достижения и заслуги выдается обеспечение кормами животных на месяц вперед. Так не должно быть в учреждении, где содержится более трех тысяч особей животных и имеет очень значительные расходы.

Поэтому на этом фоне все эти соглашения, которые подписываются о научном сотрудничестве, выглядят как кощунство, имитация и попытка втиснуть «Аскания-Нова» в нормативно-правовые рамки Российской Федерации. Но не больше. Это ширма, за которой происходят очень сложные вещи, возникает очень много проблемных вопросов, есть факты гибели животных, очень много тех вещей, которые просто умалчиваются.

В зоопарке заповедника содержится около 3,5 тысяч видов животных. Кроме того, заповедник имеет фактически уникальное биоразнообразие, на его территории расположены более 2,5 тысяч видов флоры и около 2300 видов фауны. При этом 167 видов флоры и 307 видов фауны занесено в природоохранные списки разного ранга, в частности, Красной книги Украины, а также региональных и международных списков.


СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d1symyoz8hsmz7.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG