Доступность ссылки

«Когда все спали, пришли люди с оружием»: силовики РФ снова устроили массовые обыски в Крыму


Обыски в Крыму. Коллаж
Обыски в Крыму. Коллаж

Пятого марта российские силовики провели десяток обысков в аннексированном Крыму. Они задержали крымскотатарских активистов и религиозных деятелей. Их семьи заявляют, что силовики смогли проникнуть в их дома, которые на ночь были закрыты изнутри, испугали детей и подбросили неизвестную литературу. К кому и зачем приходили силовики РФ Крым.Реалии следят за ситуацией и рассказывают об этом в своем материале.

В Бахчисарае и Джанкойском районе силовики рано утром пришли в дома журналистов «Крымской солидарности», крымскотатарских активистов и имамов. Всего задержали десятерых крымчан. Большинство обысков прошли в Джанкойском районе – у Ремзи Куртнезирова, Вахида Мустафаева, Али Мамутова, Арсена Кашка, Энвера Халилаева, а также у Наримана Аметова в Джанкое.

Еще четыре обыска были в Бахчисарае. Силовики приходили в дома Рустема Османова, Азиза Азизова, Мемета Люманова и Мустафы Абдураманова.

Многие из них регулярно посещали судебные заседания по делам крымских политзаключенных, а также помогали их семьям.

Многим семьям сегодня понадобится психологическая, в первую очередь, поддержка
Лутфие Зудиева

Со слов родственников, им вменяют статью 205.5 Уголовного кодекса России («организация деятельности террористической организации и участие в ней»). Она предусматривает наказание до двадцати лет лишения свободы.

Российские силовики в Крыму продолжили свою практику визитов в дома крымчан в четыре-пять часов утра, применения силы к ним и демонстрации оружия в присутствии детей.

«Многим семьям сегодня понадобится психологическая, в первую очередь, поддержка. Медики скорой помощи, запах корвалола, разбросанные вещи и детские слезы – все крымские дома после обысков выглядят одинаково», – заявила в Facebook крымская правозащитница Лутфие Зудиева.

Правозащитница Лутфие Зудиева
Правозащитница Лутфие Зудиева

Официальные ресурсы российских силовых ведомства пока ничего не сообщили о массовых обысках в Крыму 5 марта.

«Зашли без стука, светили фонариками в лицо»

Обыск в доме Али Мамутова в селе Пахаревка Джанкойского района проходил в четыре часа утра.

Подняли нас с постели. Мужа заставили лечь на пол. Меня перевели к сыну в комнату
Ленара Шейхислямова

Его супруга Ленара Шейхислямова утверждает, что силовики проникли в их дом, когда все еще спали. Никаких документов, на основании чего проводился обыск, они, по словам женщины, не предъявили.

«Зашли без стука, тихо. Фонариками – в лицо (светили – КР). Подняли нас с постели. Мужа заставили лечь на пол. Меня перевели к сыну в комнату. Его уже успели напугать к тому времени оружием и посветив фонариком в лицо. Я не видела, как проходил обыск, потому что меня не выпускали из комнаты. Но я слышала, как они ковырялись, все падало, шумело», – рассказала Ленара Шейхислямова активистам «Крымской солидарности».

Крымчанка Ленара Шейхислямова, 5 марта 2024 года
Крымчанка Ленара Шейхислямова, 5 марта 2024 года

По ее словам, во время следственных действий силовики подбросили книги, которые не принадлежат их семье – книгу «Халифат» в белом переплете и неизвестную брошюру голубого цвета.

После обыска Али Мамутова увезли в крымский главк ФСБ России в Симферополе.

Женщина говорит, что когда силовики вывели ее мужа из дома, чтобы посадить в свою машину, представитель ФСБ, снимавший оперативное видео, споткнулся и упал. Из-за этого им пришлось проводить эту процедуру повторно.

«Пересмотрели каждую комнату, тарелку и кастрюлю»

С утренним визитом российские силовики нагрянули к имаму, многодетному отцу Вахиду Мустафаеву в селе Лобаново Джанкойского района. Они испугали всю семью, говорит супруга Селиме Миналиева. В доме были трое детей – двоим по четыре года, еще одному – полгода.

Им было важно, чтобы что-нибудь подложить. Я старалась следить за ними, но их было около десяти человек
Селиме Миналиева

«Когда все спали, пришли люди в экипировке. Они зашли с оружием в руках, сказали одеваться и выходить. Муж, как стоял в трусах, так на него сразу наручники надели. В комнате начали все тумбочки, задвижки, комоды, диваны отодвигать, ковырять. Каждую комнату пересмотрели, на кухне каждую тарелку и кастрюлю пересмотрели. Им было важно что-нибудь подложить. Я старалась следить за ними, но их было около десяти человек. Они «нашли» у нас в коробке в шкафу три книжки, что-то о «Хизб ут Тахрир» (эта религиозная организация запрещена в России – КР). Я вчера только пересматривала эти вещи, ничего такого у нас не было», – рассказала она «Крымской солидарности».

Жена крымского имама Вахида Мустафаева Селиме Миналиева, 5 марта 2024 года
Жена крымского имама Вахида Мустафаева Селиме Миналиева, 5 марта 2024 года

Протокол обыска силовики семье не предоставили, а только сказали, что речь идет о статье 205.5 Уголовного кодекса России.

У Вахида Мустафаева изъяли телефон, военный билет и паспорт, а затем увезли в Симферополь.

«Искали оружие, наркотики, террористов»

Обыск прошел и в доме крымскотатарского активиста Арсена Кашка. Он регулярно посещал судебные заседания по делам политузников, поддерживал их семьи, участвовал во флешмобах и помогал доставлять передачи соотечественникам в места заключения. Крымчанин также организовывал ифтары (разговение, вечерний прием пищи у мусульман во время исламского месяца Рамадан – ред.) и праздничные мероприятия.

К нам пришли, когда мы еще спали. Пришли искать оружие, наркотики. Якобы мы – террористы
Екатерина Гудыменко

Рассказ его супруги Екатерины Гудыменко во многом похож на уже озвученные свидетельства. По ее словам, силовики вошли в их дом, когда они спали, и подбросили в их шкаф литературу.

«К нам пришли, когда мы еще спали. Пришли искать оружие, наркотики. Якобы мы – террористы. Они пересматривали мебель, заглядывали в шкафы. И в одном из них нашли книжки. Я их в первый раз в глаза вижу. Я им говорю, что это не мое и я не признаю это. После того, как нашли книги, больше особо ничего не искали. Сделали вид, что обыскивают, вышли на улицу, просмотрели хозпостройки, сараи, гараж. Ничего там не нашли», – сказала она «Крымской солидарности».

Екатерина Гудыменко, жена крымскотатарского активиста Арсена Кашка, задержанного 5 марта 2024 года
Екатерина Гудыменко, жена крымскотатарского активиста Арсена Кашка, задержанного 5 марта 2024 года

После обыска Арсена Кашка тоже увезли в Симферополь.

В семье Арсена Кашка пятеро детей. В ближайшее время ожидается появление еще одного ребенка.

«Он – не террорист, а больной человек»

О проникновении в дом, обыске и применении силы со стороны российских силовиков заявили и другие свидетели обысков. Среди задержанных оказался полупарализованный бывший имам Ремзи Куртнезиров.

Мы сказали: он – не террорист, он – больной человек, не трогайте его. Но они нас не услышали
Эмине Ислямова

По словам его дочери Эмине Ислямовой, у отца – инвалидность, после трех инсультов не функционирует правая сторона тела. Он болен сахарным диабетом и гипертонией, а также перенес операцию с трепанацией черепа.

«Мы сказали: он – не террорист, он – больной человек, не трогайте его. Но они нас не услышали. Сказали, что на простых людей дела не заводят. У нас все переворачивали, ковыряли, вели себя очень грубо. У отца правая сторона тела нерабочая, он парализованный. Вот такого человека забрали», – рассказала она «Крымской солидарности».

Эмине Ислямова, дочь крымчанина Ремзи Куртнезирова, задержанного 5 марта 2024 года
Эмине Ислямова, дочь крымчанина Ремзи Куртнезирова, задержанного 5 марта 2024 года

После обыска Ремзи Куртнезирова, как других крымчан, увезли в Симферополь.

Вечером 5 марта подконтрольные России крымские суды избирают меру пресечения для каждого задержанного. На момент публикации этого материала решения судов еще не были известны.

«Тенденция продолжает пугать»

Практика массовых обысков в домах крымских мусульман, преимущественно крымских татар, уже стала системной в аннексированном Крыму. Как правило, их обвиняют по антиэкстремистским и антитеррористическим статьям, а также бросают в тюрьмы на огромные сроки.

Из этих 10 задержанных будут формировать группы отдельные, и определять организаторов, участников
Ольга Куришко

«Эта тенденция продолжает пугать. Потому что до этого были задержания административного характера. Это уже следующий этап, когда это не административное преследование, а именно возобновляется уголовное преследование. На данный момент действительно задержано 10 человек. Скорее всего, как обычно это происходит, это будет развиваться по классике, к сожалению. Из этих 10 задержанных будут формировать группы отдельные, и определять организаторов, участников и начинать уже процесс расследования, а потом уже привлечение к уголовной ответственности в судебном порядке», – заявила Крым.Реалии заместитель постоянного представителя президента Украины в АРК Ольга Куришко.

Обыск в доме крымских татар в селе Богатое Белогорского района. Крым, апрель 2021 года. Архивное фото
Обыск в доме крымских татар в селе Богатое Белогорского района. Крым, апрель 2021 года. Архивное фото

По информации Крымской правозащитной группы, в местах лишения свободы на территории Крыма находятся минимум 200 граждан Украины, которых российские власти преследуют по политическим и религиозным мотивам.

По данным Крымскотатарского ресурсного центра, с начала российской аннексии Крымского полуострова количество политзаключенных и граждан, преследуемых по политическим мотивам достигло 307.

Двое крымских политзаключенных умерли в российских тюрьмах. Они продолжительное время не получали медицинской помощи в местах заключения, хотя регулярно просили о ней.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d31lfyprvtx7op.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Крымские «дела Хизб ут-Тахрир»

Представители международной исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир» называют своей миссией объединение всех мусульманских стран в исламском халифате, но они отвергают террористические методы достижения этого и говорят, что подвергаются несправедливому преследованию в России и в оккупированном ею в 2014 году Крыму. Верховный суд России запретил «Хизб ут-Тахрир» в 2003 году, включив в список объединений, названных «террористическими».

Защитники арестованных и осужденных по «делу Хизб ут-Тахрир» крымчан считают их преследование мотивированным по религиозному признаку. Адвокаты отмечают, что преследуемые по этому делу российскими правоохранительными органами – преимущественно крымские татары, а также украинцы, русские, таджики, азербайджанцы и крымчане другого этнического происхождения, исповедующие ислам. Международное право запрещает вводить на оккупированной территории законодательство оккупирующего государства.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG