Доступность ссылки

«Пытают гражданских и хоронят в братских могилах»: что происходит в оккупированных селах Запорожья?


Пыточная на оккупированной территории Украины. Иллюстративное фото
Пыточная на оккупированной территории Украины. Иллюстративное фото

После начала российской оккупации Запорожской области поселок Черниговка Бердянского района стал центром допросов, издевательств и пыток. Об этом свидетельствуют местные жители. Лишь недавно стало известно о расстреле военными РФ гражданских этого общества, которое произошло осенью 2022 года.

Это не единственное преступление, которое совершили оккупанты в поселке, говорит заместитель председателя Черниговской поселковой общины Людмилы Веремий. Она согласилась более подробно рассказать проекту Радіо Свобода «Новости Приазовья» о первых днях оккупации, как изменялась ситуация в обществе в течение двух лет жизни под давлением военных РФ, какими ожиданиями сейчас живут оставшиеся на этих территориях украинцы.

«Оккупанты заходили с трех сторон»

Людмила Веремий
Людмила Веремий

– Когда вы впервые увидели российских окупантов в вашем поселке?

– Пожалуй, я это никогда и не забуду. Первых оккупантов мы увидели 26 февраля (2022 – ред.) около 16 часов вечера. Они заходили на территорию нашей общины с трех сторон тремя танковыми колоннами. Территория общины у нас достаточно большая и со всех сторон старосты населенных пунктов звонили по телефону и говорили, что они (российские оккупанты – ред.) уже идут. Люди боялись, потому что нам отключили связь.

– Какими были первые контакты военных РФ с местными властями?

– Контакты с нами как с властью вообще не происходили. Они вошли, расставили свои огневые позиции, оставили там часть своего военного контингента. Основная масса пошла на Роды (временно оккупированный город в Запорожской области – ред.). Они с нами не общались. Они нас не трогали практически до конца марта. У нас оставались наши админздания с украинскими флагами.

Российские военнослужащие в танке Т-72. Украина, февраль 2023 года
Российские военнослужащие в танке Т-72. Украина, февраль 2023 года

А первые контакты у нас прошли в конце марта, когда они начали искать председателя общины. Позвонили по телефону лично мне, предупредили, что ищут нашего главу. Ну, мы успели его предупредить, чтобы он не появлялся в административном здании. Когда они зашли в административное здание, там мужчин не было, были только женщины – лично я и мои коллеги. Они нас подержали три часа.

«Росгвардия сняла флаги Украины»

– Вы тогда понимали, кто оккупировал общину – регулярные российские военные, представители Росгвардии, ФСБ?

– Они не представлялись, но именно в конце марта это были просто представители регулярных войск. Это были не (этнические – ред.) русские. Росгвардия к нам зашла уже 2 апреля и начала работать четко по плану – они собрали актив поселкового совета. К тому моменту мы уже смогли нашего голову эвакуировать на подконтрольную властям Украины территорию. И уж нам не было так страшно. Потому что у нас команда аппарата совета сплочена и мы понимали: если нашего голову заберут, мы будем оставаться с ним до последнего.

Сотрудники Росгвардии. Иллюстративное фото
Сотрудники Росгвардии. Иллюстративное фото

Росгвардия зашла в субботу, полностью открыла все наши административные здания, выломали двери, сняли флаги (украинские – ред.), сняли флаг с флагштока и начали поднимать свой триколор над Черниговкой.

Их представительница (местная жительница, которая согласилась работать с оккупантами – ред.) вышла на связь с заместителями сельсовета, со старостами и сообщила о том, что если мы не хотим, чтобы нас забирали из дома всех, то нужно в понедельник на 11 часов явиться в одно из наших административных зданий. Мы все между собой связались и решили уходить, потому что у каждого дома были родные, близкие. И в понедельник мы все явились на эту так называемую встречу.

– Какие предложения от окупантов были на той встрече?

– С нами встречался представитель ФСБ. У него была тактика психологического давления. Сначала он рассказывал, как нам будет хорошо жить, когда Владимир Владимирович [Путин] «решит наши проблемы». Затем о том, что «они пришли с миром, принесли нам добро».

Президент России Владимир Путин в оккупированном Мариуполе. Украина, 19 марта 2023 года
Президент России Владимир Путин в оккупированном Мариуполе. Украина, 19 марта 2023 года

Он сообщил нам, что пока будет решаться вопрос установления российской власти, мы должны работать. Я понимаю сейчас, что им нужно было, чтобы действующий совет остался с ними, тогда они могли бы этим манипулировать и не было бы такого сопротивления от местных. На самом деле, после этой встречи утром практически весь актив просто уехал. Мы выехали все в разные стороны, каждый своим путем в Запорожье. Мне лично позвонили по телефону и сказали, что через 10 минут нужно выйти из дома и уйти. Мы закрыли ворота, и все, я уехала из дома.

«Включать человека в розетку»

– Кого преимущественно преследуют российские оккупанты?

– Преследовали ребят, которые, по любой имеющейся информации, были причастны к антитеррористической операции на востоке нашей страны, именно к противостоянию на Донбассе, в Луганской области. Их забирали на допросы, на подвалы. Забирали родственников военнослужащих, находившихся в Вооруженных Силах Украины. Мне точно известны факты о том, что отца одного из военнослужащих забрали. Он был больше двух месяцев в плену, «на подвале». Когда его отпустили, то состояние здоровья было плачевным.

Забирали ребят, мужчин рандомно (от англ. random – случайно – ред.). После того, как были какие-либо прилеты по территории Черниговской общины, попадание ВСУ в скопление войск РФ – оккупанты выбирали причастных к этому, по их мнению, жителей и забирали на допросы.

Российская пыточная в Херсоне. Украина, 2023 год
Российская пыточная в Херсоне. Украина, 2023 год

– Известно ли вам о случаях пыток до смерти или убийства?

– О том, что пытали, мне известно только косвенно. Потому что у нас было несколько застенков, они и остались, в которых пытали не только жителей нашей общины, но и жителей соседних общин. В Черниговке был такой, знаете, как центр допросов. Мы знаем, что уже есть братские могилы, где хоронили замученных. Что касается убийств, лично мне известно не менее пяти жителей общины, которые были в разных случаях застрелены вооруженными силами Российской Федерации.

Первый случай был, когда мужчина ехал на мотоцикле от родителей домой. Его просто застрелили, потому что по их распоряжению был установлен комендантский час. Известно также о двух расстрелянных ребятах в посадке, которых потом подбросили со связанными руками. И они (оккупанты – ред.) даже там устроили что-то вроде следствия, даже кого-то задержали из российских военных. Ну чтобы это перед мирными жителями выглядело так, будто это не расстрел был, а межличностный конфликт. Ну и еще двое наших жителей были найдены просто убитыми. Они были очень долго «на подвале». Потом их отпустили и уже утром нашли застреленными.

«Грабят, потом «национализируют»

– Как российские оккупационные силы сейчас администрируют территорию вашего общества?

– Уже в 2024, 2023 году, они начали делать так называемую экспроприацию (принудительное лишение собственности – ред.), они называют это «национализацией». Они начали делать руками именно этой власти, которую создали из местного населения, это не русские войска делают, не военная комендатура, которая есть в населенном пункте.

В начале, в 2022 году, это были просто грабежи. Они заходили в дома, на территории фермерских хозяйств, выгоняли комбайны, забирали технику, через Крым перегоняли в Россию. Они заходили в дома, которые, по их усмотрению, были богатыми и просто подгоняли туда свои большие автомобили.

Сегодня снова пошло очень много жалоб. Жители общины, выехавшие на подконтрольную Украине территорию, звонят по телефону и рассказывают, что в них заходят (оккупанты – ред.) в жилье. Приезжает представитель местных (оккупационных – ред.) властей и сообщает, что имущество «национализировано» в пользу РФ.

Российские военные на зернохранилище в Мелитополе. Украина, 14 июля 2022 года
Российские военные на зернохранилище в Мелитополе. Украина, 14 июля 2022 года

– Есть ли у них законодательные основания, на которых они это делают?

– Они сделали объявления, у них есть разные коммуникационные группы. Поставили определенный срок, чтобы в их администрацию пришли все собственники с документами и подтвердили свое право на имущество. В объявлении есть предупреждение: если кто-нибудь не придет к определенной дате с этими документами и не подтвердит, то имущество будет считаться бесхозяйным и его «национализируют» в пользу РФ.

– Какая сейчас ситуация с сельскохозяйственными предприятиями?

– Насколько мне известно, предприятия сельскохозяйственные работают. Часть владельцев уехала, они (оккупанты – ред.) поставили туда своих руководителей. Прибыли и зерно уже в 2023 году вывозилось через Крым в Россию. Такая же ситуация с продукцией от животноводства.

– Выезжающие люди продолжают сохранять связь с руководством территориального общества?

– Мы сохранили свои коммуникационные каналы, чтобы люди могли в любом случае выйти на связь с нами. Ни заместители, ни глава общины, несмотря на какие-либо меры безопасности, не меняли свои номера телефонов для того, чтобы люди могли связаться с нами в случае необходимости.

Результаты российской оккупации в Украине. Иллюстративное фото
Результаты российской оккупации в Украине. Иллюстративное фото

«Закрытые российские школы»

– Как происходит обучение в школах? Там сейчас работают российские школы?

– Вообще на территории общины у нас работало 15 школ. На сегодняшний день точно известно о том, что по программам РФ работает 8 школ. Школы работают в закрытом типе: есть российская охрана, родителей в помещение не пускают. Учебный процесс в основном состоит из их модифицированной истории, уроков труда, физкультуры. Предметников как таковых, учителей, нет, и они не могут обеспечить весь этот полный спектр. Они (оккупанты – ред.) пробовали, терроризировали оставшихся там педагогов, приглашали на работу, некоторым и угрожали, но полноценно контингент учебный и детский не смогли собрать.

Они включили свой так называемый админресурс, когда детей, не посещавших школу, обнаруживали. Их (оккупационная – ред.) служба опеки посещала этих родителей дома. Угрожали, если дети не будут ходить в российскую школу, то их будут забирать и отправлять в интернатные заведения для продолжения учебы.

Досадный случай, когда детей, родители которых лояльны Украине, но они оставались там (на временно оккупированной территории – ред.) заставляли ходить в школу, их унижали перед всем классом: заставляли петь гимн Российской Федерации и говорить, что они любят Россию.

Новые учебники по истории для старших классов в России. Иллюстративное фото
Новые учебники по истории для старших классов в России. Иллюстративное фото

– Были в вашем обществе дети-сироты, которые сейчас с ними?

– Да, у нас на территории общины была достаточно мощная работа именно с приемными семьями, с детскими домами семейного типа. Они сейчас находятся там. Выехал один ДДСТ (детский дом семейного типа – ред.), уехали опекунские семьи, но в большинстве своем они остались там.

У нас на территории общества, на базе психоневрологического детского интерната сформировали одну приемную семью, затем она стала ДДСТ, в котором воспитывалось 14 детей с поражениями мозга, центральной нервной системы. Это дети маломобильные. И когда у нас еще была возможность их вывезти в Запорожье, родители надеялись на скорую деоккупацию и не уехали. Потом, когда они уже захотели уезжать, возможности были упущены. Мы с ними поддерживаем связь. Они сообщают, когда к ним приезжают оккупационные войска. Они (российские оккупанты – ред.) очень любят делать «картинку» из этого.

Позиции ВСУ в селе Роботино, Запорожская область. Украина, декабрь 2023 года
Позиции ВСУ в селе Роботино, Запорожская область. Украина, декабрь 2023 года

– Какие общие настроения у людей сейчас?

– Еще до прошлого года, до зимы, люди были положительно настроены. Они ждали. Все говорили, что будет контрнаступление, что территория будет освобождена. Территория нашей общины расположена недалеко от Роботино (село Токмакской городской общины Пологовского района Запорожской области – ред.), мы понимали, что все (контрнаступление) пойдет по этой линии освобождения.

Сейчас люди отчаиваются. Почему сейчас увеличилось количество выездов из оккупации? Потому что люди понимают, что нет движения войск. Те, кто еще ждал скорого увольнения, приняли для себя решение уезжать. Те, с кем я общаюсь, иногда говорят: «Мы понимаем, что, наверное, вы не вернетесь к нам». Иногда говорят: «Когда вы вернетесь, то застанете территорию вообще не покинутую, и она будет в плачевном состоянии».

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официального подтверждения о некоторых озвученных показаниях или независимо их проверить.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d2p8pq7mtuchbw.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

XS
SM
MD
LG